Успешность музейной экспозиции любого масштаба и тематики (археологической, исторической, предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, оружия и т. д.), экспозиций обзорно-рекламного характера (выставки-продажи), а также демонстрации достижений научно-технического прогресса в немалой степени зависит от того, насколько профессионально и оригинально будет подан тематический материал посетителям. Поэтому проектирование музеев требует и огромного объема подготовительной работы в самых разных направлениях, выполнить которую под силу только целому штату компетентных специалистов — креативной студии и исполнителям.

 

Художественное проектирование музеев

План зала «Зарайская стоянка»

 

«Фундаментом» проектирования музейной экспозиции можно назвать научную разработку концепции музея. Научный проект фиксирует экскурсионный маршрут конкретной музейной экспозиции и предоставляет точные расчеты предела нагрузки на ее демонстрационную площадь, а вот «фасадом» является проект архитектурно-художественного решения, куда входят образный строй и рекомендации по оформлению музейных залов, подсобных помещений и уличной территории музея.
Запоминающийся, целостный образ, идейно объединяющий все представленные и весьма самобытные экспонаты — один из ведущих методов создания современной выставки, а иначе… посетитель увидел бы лишь склад отдельных вещей.

Художественное проектирование музеев
Визуализация зала «Зарайская стоянка»

 

 

Художественное проектирование музеев




Реализованный проект «Зарайская Стоянка»

На основе же рекомендаций и требований генерального проекта создается эскизный проект, задача которого широка и объёмна — это детализация всей художественной концепции экспозиции.

Таким образом дизайн музея — это:

  • выбор фирменного стиля дизайна и элементов декора, соответствующих основной теме и под темам выставки;
  • выбор типа музейной мебели (с горизонтальными или вертикальными экспозиционными поверхностями или их сочетания);
  • пространственно-композиционное решение — удобное распределение «рабочих» зон и мест отдыха с учетом экскурсионного маршрута, предлагаемого посетителям выставки, количество и план расположения музейных витрин и технических средств;
  • колористическое решение — основная и дискретная цветовая гамма, акцентирующая наиболее ценные экспонаты;
  • световое решение — конструкция оборудования и оптимально адаптированные режим и яркость освещения демонстрационных витрин и стендов, в зависимости от их конфигурации и для более эффектного восприятия каждого из демонстрируемых предметов.

 

Художественное проектирование музеев
План зала «Зарубежное искусство XVII – нач. XX вв»

 

Использование современной компьютерной техники дает возможность с помощью специальных дизайнерских программ смоделировать реалистичную трехмерную виртуальную картину будущей выставки не только общего вида, но и фрагментарно, любого ее «закоулочка» с конкретной группой экспонатов.

 

Художественное проектирование музеев
Визуализация зала «Зарубежное искусство XVII – нач. XX вв»

 

 

Художественное проектирование музеев
Реализация проекта «Зарубежное искусство XVII – нач. XX вв»

Все этапы сложного процесса создания выставки согласуются с Заказчиком, к ним относятся:

  • разработка технического задания, строго опирающегося на научный проект;
  • осмотр всего музейного пространства и замерочные работы;
  • составление перечня необходимого музейного оборудования согласно функциональным требованиям с определением габаритов, дизайна, исходных материалов и технических характеристик (освещение, защита от неблагоприятных условий и «неблагородных» вороватых людей);
  • зонирование экспозиционной площади согласно образному строю изобразительными и композиционными средствами (архитектура, цветовой тон, планировка местоположения экспонатов, вплоть до декоративной отделки самой коробки помещения;
  • эскизная работа над вариантами эстетической подачей предметных и других выставочных материалов (Заказчику представляются на выбор эскизы в 3D-графике на каждую выставочную зону);
  • сопроводительную документацию работ представляет альбом с цветными эскизами;
  • смета расходов на конкретный проект рассчитывается после выбора Заказчиком определенного эскизного проекта.

 

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ МУЗЕЕВ

Разработка проекта музея является комплексным мероприятием и призвана решить сразу несколько важных задач. Во-первых, проектирование музея ставит перед собой цель сохранения редких и уникальных экспонатов, что требует весьма тщательного подбора оборудования для размещения изделий. Кроме того, проектная документация отражает и то, настолько удобным и интересным будет будущий музей для посетителей. Важно не просто продемонстрировать посетителям коллекцию экспонатов, но и создать самобытную атмосферу, способную погрузить зрителя в ту эпоху, которой посвящена тематика экспозиции, а для этого необходимо грамотно продумать каждую деталь.

Проектирование музеев

 

В настоящее время специалистами в сфере экспонирования предложены два основных аспекта, которые в обязательном порядке учитывают при проектировании музеев: научный и художественный. Предлагаем подробно ознакомиться с каждым из них. Научное проектирование заключается в разработке основной идеи экспозиции, обеспечивающей единство содержания коллекции музейных предметов и реализацию тех целей и задач, которые ставит перед собой их демонстрация зрителям.

Проектирование музеев

 

Что касается художественного проектирования, то здесь на первый план выходят архитектурные решения, призванные визуально воплотить идеи экспозиции и создать уникальный дизайн музея, отражающий его тематику. Здесь основополагающее значение приобретает грамотный выбор экспозиционного оборудования, которое с технической точки зрения в наибольшей степени подходит для демонстрации экспонатов музейного собрания, зонирование пространства, порядок размещения экспонатов и др.

Проектирование музеев
Проектирование музеев

 

Следует отметить, что при разработке проекта музея оптимальным решением становится системный подход к проектированию, позволяющий соотнести научные идеи экспозиции и непосредственно те технические средства, направленные на их реализацию. Двусторонняя связь между научной и художественной составляющей позволяет добиться наиболее высоких результатов при разработке дизайна музея. Именно таким комплексным подходом мы руководствуемся при создании наших проектов. В этом легко убедиться, изучив материалы о выполненных специалистами «Галлери» работах по проектированию музейных экспозиций.