Это весьма значимое для городской общественности событие организовано по благословению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, при поддержке губернатора Амана Тулеева и при активном участии Межрегионального общественного фонда «Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного», расположенного в Москве. Под патронажем данной организации существует Собрание русских икон — крупнейшая частная коллекция, как у нас, в России, так и за рубежом — которая насчитывает более 300 образов и предметов церковного декоративно-прикладного искусства. Следует отметить: многие из икон подписные и датированные, что является неоценимым подспорьем для учёных, занимающихся вопросами древнерусского искусства.

В кемеровский Музей истории православия на земле Кузнецкой (он расположен на территории Знаменского кафедрального собора и, в общем, только-только открылся) отправилось почти семьдесят икон. Разумеется, столь ценные экспонаты необходимо было принять и с максимальным эффектом разместить в залах музея. Такую задачу взяла на себя московская компания «ГАЛЛЕРИ». Она имеет уже солидный опыт на этом направлении, прекрасно зарекомендовала себя при устройстве различных типов музейных экспозиций для, например, Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств, Государственного музея-заповедника «Зарайский кремль»,

Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея и мн. др. Скажем больше — авторитет «галлеристов» настолько высок, что им поручили подобную работу и в ряде знаменитейших музеев Москвы: Политехническом, Востока и даже в Государственном музее-заповеднике «Московский Кремль».

Вернёмся однако к выставке икон в Кемерово. Уже с середины июня специалисты «ГАЛЛЕРИ» начали интенсивную подготовительную работу по созданию конструкторской документации на всё экспозиционное оборудование. Сюда включалось изготовление каркасов витрин в нишах, автономно стоящих витрин и выгородок, МДФ-облицовки, креплений для икон, выносных креплений для отдельного остекления из отбеленного многослойного безопасного стекла…

Использование станков с числовым программным управлением, самых передовых методов обработки и покраски металлических деталей, позволило в течение нескольких дней изготовить, перешлифовать и выкрасить более 200 квадратных метров облицовочных элементов; собрать из стальных и алюминиевых профилей (это более 1000 погонных метров) модульные рамные элементы металло-каркасов витрин, обеспечивающих стабильную жёсткость конструкций.

В первых числах июля специальные ящики с оборудованием прибыли багажным вагоном в Кемерово. И буквально за неделю, трудясь посменно днём и ночью, ребята из «ГАЛЛЕРИ» смонтировали целиком это самое оборудование и расположили в нём предметы коллекции к назначенной дате открытия выставки. И тут чётко выявилось, насколько успешно, можно даже сказать, блестяще, представители компании подошли к вопросам температурного режима и освещения тех или иных экспонатов. Как именно, спросите вы? Во-первых, нестандартным конструкторским решением крепления отдельно стоящих выгородок — они были немного отнесены от простенков и совмещены с крупными печатными баннерами, закрывающими оконные проёмы.

Благодаря этому решилась проблема циркуляции тёплого воздуха в зоне радиаторов и при включении системы климат-контроля удалось добиться оптимального соотношения температуры и влажности (19–20 градусов; 55–60%) во всём выставочном пространстве. И это притом, что на улице стояла летняя жара! Во-вторых, были учтены все мельчайшие нюансы касательно уровня освещённости внутри витрин и отдельно экспонируемых икон.

И вот несмотря на применение сверхмощных светодиодных направленных ламп с линзами и определённого количества сверхъярких кластеров линейной подсветки ниш в малой экспозиционной зоне, уровень освещённости не превысил 150 люкс на поверхность иконной доски. Что и требовалось, как говорится, доказать. Важным элементом оформления интерьера стал навесной потолок в виде православного креста.

Существенную помощь — и словом, и делом — на период подготовки оказывали настоятель Знаменского собора отец Сергий, директор Музея истории православия на земле Кузнецкой Лариса Алексеева, представитель «Фонда Андрея Первозванного» художник-реставратор Ольга Фенькова.

Наступил, наконец, день торжественного открытия выставки — 13 июля. В этот день Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и перво верховных апостолов Петра и Павла. Несмотря на вроде бы «несчастливое» число, всё сошло просто замечательно.

С приветственными словами на церемонии выступили епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх, заместитель начальника департамента культуры и национальной политики Кемеровской области Тамара Коваль, заместитель начальника управления по культурному наследию «Фонда Андрея Первозванного» Елена Тихомирова. Владыка Аристарх вручил госпоже Тихомировой и госпоже Феньковой архиерейские грамоты «В благословение за усердные труды во славу Святой Церкви».

После официальной части всех присутствовавших пригласили на экскурсию по выставке; пояснения — весьма обстоятельные и красочные — давала сама Е. Тихомирова. Напомним, что в музее выставлено более 70 произведений, как традиционных, так и весьма редких по типу иконографии. Наиболее раритетные — «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», датируемые первой половиной XVI столетия. Довольно много образов второй половины XVII века, происходящих из Поволжья, в частности, Костромского письма («Воскресение Христово с сошествием в ад», «Отечество», цикл изображений святых пророков — Софония, Моисея, Наума, Давида, Соломона, Даниила, Иеремии, Исайи), а также середины XVIII века («Спас Нерукотворный», «Пророк Илия с житием»).

Наконец, отдельную статью являют собою иконы XIX- начала XX столетий, периода, в истории церковного искусства для широкой публики очень мало известного. Так, посетители могли увидеть примеры так называемой народной иконы: «Чудо Архистратига Михаила в Хонех» — памятник старообрядческой живописи из села Ветка Гомельского уезда Могилёвской губернии, «Распятие с предстоящими и избранными святыми» 1837 года кисти Феодула Зеленова (г. Невьянск). На обороте последней иконы подробнейшим образом обозначено, каким святым следует молиться от тех или иных болезней и напастей.

Представлен на выставке небольшой образ «Святитель Иоанн Златоуст и святитель московский Иона», очень важный для истории иконописи в Сибири. Писана икона мастерской Иосифа Панкрышева в Томске в 1901 году. Нельзя не обратить внимание на мемориальные иконы: «Избранные святые», образ, подаренный в своё время псковскому благочинному архиерею Михаилу Мутовозову.

Или вот складень «Святые апостолы Пётр и Павел» первой половины прошлого века, створки коего заполнены именами воинов, павших, вероятно, в годы Великой отечественной войны. Особым вниманием — из-за своих впечатляющих размеров (275×152 см) и сочных красок — пользовался у экскурсантов образ «Спас на престоле с избранными святыми» 1852 года. Эта икона занимает всё пространство от пола до потолка. Любопытно, что на некоторых из представленных икон прекрасно сохранился серебряный оклад или оклад-рама.

Среди обилия церковной живописи неким островком выглядит бархатная шитая плащаница «Положение во гроб» XIX века — единственный представленный образец культового декоративно-прикладного искусства.

Мероприятие было подробно освещено местной прессой и телевидением. И организаторы выставки (москвичи и кемеровчане), и представители кемеровской общественности сходились на мысли о том, что данная выставка безусловно поможет посетителям дополнить свои представления о развитии русской иконописи, бытовании икон в пространстве храме, обо всём разнообразии иконографического типажа. А для совсем юного Музея истории православия на земле Кузнецкой это дарованный судьбой шанс заработать авторитет — ведь выставок такого уровня в Сибири прежде никогда не случалось.

Огромная заслуга здесь принадлежит и специалистам из компании «ГАЛЛЕРИ», которые вложили весь свой талант дизайнеров, конструкторов и монтажников в производство и сборку выставочного оборудования, тактично подошли к пожеланиям заказчиков. Главное же — всё исполнили в кратчайшие сроки!

…«Фондом Андрея Первозванного» принято решение подарить музею две иконы:
«Святая великомученица Варвара» и «Святитель Иннокентий Иркутский» конца XVIII начала XIX века, остальные переданы в долгосрочную аренду.

2 августа Губернатор Кемеровской области Аман Гумирович Тулеев направил в адрес епископа Аристарха правительственную телеграмму, в которой поблагодарил Его Преосвященство «за большую работу по организации выставочного проекта „Православная икона XVI — начала XX веков“ в Музее истории Православия на земле Кузнецкой при Кемеровской и Новокузнецкой епархии».

Глава региона выразил уверенность в том, что экспозиционная работа музея будет и в будущем способствовать возрождению подлинных православных ценностей и воспитанию молодежи.

Александр АЛИЕВ

28 апреля 2014