ГлавнаяНовостиНормы освещения в музее

Освещение музейных помещений и галерей требует особого внимания. От его качества зависит впечатление, полученное посетителем от просмотра экспозиции. Освещение в музее должно быть не только общим, но и с акцентом на конкретные экспонаты, включая мобильные стенды.

Основные требования к организации освещения

Всего выделяют три важнейших пункта, которые должны соблюдаться при организации освещения в музейных помещениях:

  • Мощность должна быть не очень высокой, а световые лучи не должны содержать ультрафиолета. Чрезмерно сильная освещённость может раздражать глаза и приводить к выгоранию полотен.
  • Цвет света должен быть подобран, исходя из специфики экспонатов. Он должен максимально соответствовать конкретному произведению искусства.
  • Расстояние от источника освещения до освещаемой им витрины должно быть оптимальным как с эстетической, так и с физической точки зрения. Слишком высокая мощность излучения, как уже говорилось выше, может привести к порче экспоната.

Оптимальным вариантом для большинства музеев являются светодиодные светильники. Они имеют разнообразные цветовые характеристики и не ведут к нагреву поверхностей.

Нормативы освещения в музеях и галереях

  • Самый высокий уровень (500 лк) устанавливается для показа драгоценных камней и металлов.
  • Высокий (300 – 500 лк) уровень освещения применяют для экспонатов с хорошей светостойкостью, где важно рассмотреть мелкие детали (монеты, оружие, предметы ювелирного искусства и т. д.).
  • Средний уровень (200 – 300 лк) применяют в случае крупногабаритных экспонатов, устойчивых к действию света (скульптуры из мрамора, бронзы и т. д.).
  • Относительно низкий (150 лк) уровень освещенности устанавливают для экспонатов, имеющих средний уровень устойчивости к свету (изделия из кости, дерева, некоторые виды картин и т. д.).
  • Низкий (30 – 50 лк) уровень применяется в случае с экспонатами низкой светостойкости (бумажные, тканевые, различные рукописи, марки и рисунки).

В ряде случаев для настенной витрины требуется комбинированное освещение, цель которого – максимально подчеркнуть художественный замысел произведения.

3 ноября 2022